Открытый разговор

Открытый разговор

25 июля 2013 г.
городаСМИ

Интервью руководства службы заказа такси "Максим" о законе и порядке, двухсерийном изъятии серверов, ИП, налогах и эволюции рынка такси.

Заместитель директора ООО «Инфосервис» (использует бренд "Служба заказа такси "Максим") Илья Банишев рассказал Znak.com, как видит ситуацию руководство компании: есть ли уголовные дела, занимается ли "Максим" противозаконной деятельностью и чем может быть вызвана атака на фирму

— Расскажите, с чем связан визит силовиков в службу заказа такси «Максим»? Он проходил в рамках какого-то уголовного дела?

— Никакого уголовного дела в отношении компании или ее руководителей не возбуждено. Мероприятия проходили на основании распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, участков местности и транспортных средств». Основанием указан рапорт оперативного сотрудника УЭБ и ПК УМВД России по Курганской области, «содержащий информацию о фактах нарушения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность».

— Что было изъято в результате обысков? Следователя интересовала документация каких-либо фирм (юридических лиц)?

— 18 июля были изъяты документы первичной бухгалтерской отчетности ООО «Инфосервис» и сервер, обеспечивающий телефонные разговоры клиентов с операторами. После изъятия сервера остановилась работа контакт-центра, принимающего звонки нескольких служб заказа такси в Кургане. В том числе не работали телефоны служб «Максим», «Омега» и «Таксопарк». 22 июля ситуация повторилась, и снова был изъят VoIP-сервер, что опять привело к отключению телефонных номеров служб заказа такси.

— Что за фирма ООО «Инфосервис»? Чем занимается?

— ООО «Инфосервис» — это юридическое лицо, которое в соответствии со статьей 1538 Гражданского кодекса РФ осуществляет свою деятельность под коммерческим обозначением «Служба заказа такси «Максим». Обратите внимание на то, что такой организации, как «Такси «Максим», не существует. «Инфосервис» оказывает посреднические, информационные услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа легковым такси, а также физическим лицам, обратившимся в «Инфосервис» посредством телефонной либо электронной связи для заказа такси. При этом сам «Инфосервис» не является таксомоторной организацией, услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не оказывает. Он лишь формирует и обеспечивает доступ перевозчиков к базе данных заявок на перевозки и осуществляет техническое сопровождение (прием заявки, ее перевод в машиночитаемый вид, извещение заказчика (пассажира) о принятии заявки к исполнению и прочее). Перевозчик же берет на себя обязательства по непосредственному осуществлению перевозки. При этом перевозчик самостоятельно выбирает исполняемую им заявку. Таким образом, правоотношения по перевозке пассажиров и багажа легковым такси непосредственно возникают между перевозчиком и пассажиром. Права и обязанности по отношению к пассажиру также возникают только у перевозчика.

Коротко говоря, функция «Инфосервиса» сводится и ограничивается лишь формированием информационного ресурса (то есть прием и обработка заявок) и предоставлением к нему доступа.

— Приглашались ли руководители компании к следователю? Брались ли с них какие-либо объяснения?

— Директор компании «Инфосервис» был приглашен на беседу в УЭБ и ПК УМВД России по Курганской области. Он дал пояснения по поводу того, как работает система заказа такси, и предоставил соответствующие документы. После завершения оперативно-разыскных мероприятий материалы будут переданы в следственный комитет для принятия процессуального решения, будет возбуждено уголовное дело либо не будет.

— А вы собираетесь обращаться в прокуратуру либо другие инстанции с жалобами на действия сотрудников правоохранительных органов?

— Да, юристы компании незамедлительно после проведения в наших офисах оперативно-розыскных мероприятий подали жалобу в прокуратуру. В рамках закона «О полиции» подана жалоба на имя начальника управления Министерства внутренних дел РФ по Курганской области генерал-майора полиции Игоря Решетникова. Ждем ответа в установленные сроки. В настоящее время готовится заявление в суд о признании действий полиции незаконными и взыскании причиненных убытков.

— Сейчас по Кургану ходят разные слухи о такси «Максим». В частности, наши читатели рассказывают, что работники службы такси занимаются телефонным мошенничеством: якобы звонят людям, говорят, что их родственники виноваты в ДТП, требуют заплатить нужную сумму. Это правда?

— Это невозможно. Во-первых, у оператора контакт-центра исключительно узкая функция – обработка и перевод информации в машиночитаемый вид. Во-вторых, все разговоры операторов на рабочем месте автоматически записываются и хранятся. В-третьих, у нас нет диспетчерской службы, у нас есть прекрасный программно-аппаратный комплекс, к которому и получают доступ перевозчики посредством мобильных приложений, установленных на телефоны. Прямого контакта между диспетчером и водителем нет. Все это вкупе исключает возможность любых коррупционных нарушений.

Слухи не имеют документального подтверждения, следовательно, это люди решают, распространять их и верить им или нет. А перечисленные в вопросе действия, если бы они были совершены на самом деле, не могли бы произойти без фиксации в контролирующих организациях.

Напротив, известны факты, когда водители такси становились жертвами телефонного мошенничества. Когда с зоны, с «симок», которые зарегистрированы на неустановленных лиц, звонили в такси и просили купить и привезти что-то куда-то, положить деньги на телефон. И суть в том, что таким образом «разводили» именно таксистов, которые должны были потратить свои средства. Есть запись разговоров, а переговоры с правоохранительными органами сводились к тому, что не удается установить звонящего и сами звонки происходили с территорий мест заключения.

— Кроме того, говорят, что таксисты компании имели отношение к распространению наркотиков. Правда ли это?

— Служба заказа такси «Максим» не является таксомоторной компанией, соответственно, у нее нет в штате таксистов. В отношении водителей, которые сотрудничают со службой заказа такси «Максим», нет таких подтвержденных фактов и не было запросов по этому поводу от правоохранительных органов. Реально, конечно, мы не можем проверить действия каждого таксиста, да и не в наших полномочиях это. Мы всегда оказываем и будем оказывать помощь органам в привлечении к ответственности по любому факту, но пока, повторю, таких фактов мы не знаем.

— А правдива ли информация о том, что таксисты «Максим» работают нелегально: компания не платит налоги, занимается отмыванием денег...

— Компания работает в тесном взаимодействии с налоговыми органами, и судебных разбирательств у нас с ними нет. Что касается разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, мы требуем его наличия у водителей, и это написано в условиях работы с нами, только санкции применять должно государство, а не мы. Это святая обязанность налоговых органов, ГИБДД, УГАДН и так далее. Мало написать закон и думать, что его будут соблюдать, надо контролировать, надо штрафовать. Но кто будет хотеть работать легально, если штраф за нелегальную деятельность 2,5 тыс. рублей, а за одно из нарушений, когда ты стал ИП, в десять раз больше? Хотя, еще раз повторю, компания агитирует водителей, которые с нами сотрудничают, зарегистрировать ИП. Дальше все зависит от того, какие условия для этого создаст государство.

Сегодня под брендом службы заказа такси «Максим» предоставляются услуги в 60 регионах России. Скажите, можно было бы построить федеральную сеть, в основе деятельности которой лежат нарушения законодательства? Ответ очевиден: нет.

— Тогда, как вы считаете, откуда могли возникнуть подобные разговоры? Могут ли это быть происки конкурентов, завистников?

— Полагаю, что в большинстве случаев все гораздо банальнее. Просто в стране началась очередная кампания — на этот раз по борьбе с нелегальными таксистами. Но, как это часто бывает в России, кампания на старте превратилась в кампанейщину и законодательные пробелы «компенсируются» чиновничьим разумением разной степени компетентности.

Судите сами. 21 апреля 2011 года был принят Федеральный закон РФ №69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его еще называют законом о такси. На самом деле он не внес ничего принципиально нового в законодательство о перевозках пассажиров и багажа легковым такси. Все его новшества – очередные административные наказания за «незаконную» деятельность такси. Проблема в том, что этот закон настолько оторван от реальной жизни, что создается впечатление, будто его авторы застряли где-то в 1986 году, когда еще были таксопарки советского типа. Сейчас ситуация радикально изменилась.

— В чем, по-вашему, минусы нового закона?

— Он совершенно не учитывает, что сейчас на рынке такси преимущественно работают частные перевозчики и координаторы их деятельности — службы заказа. И законодатель не просто не регламентировал деятельность служб заказа как основных участников рынка, а вообще оставил их за рамками закона. Получается, что их вроде и нет.

Доходит до абсурда. Когда у нас было разбирательство в антимонопольной службе Челябинской области по заявлению регионального министерства транспорта, чиновник высокого ранга высказался так: ваша деятельность законом не регламентирована, значит, вы не имеете права на существование. А как же основополагающий принцип диспозитивности в праве — что не запрещено, то разрешено? Но почему-то, по разумению чиновников, мы не должны существовать.

Закон №69-ФЗ говорит таксистам: становитесь индивидуальными предпринимателями, получайте разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, иначе мы вас накажем. Но при этом закон не объясняет предпринимателям-таксистам, где они должны получать заявки на перевозку. Сам таксист никогда не наймет необходимый штат диспетчеров, которые бы где-то каким-то образом принимали, обрабатывали и (скорее всего, по рации) передавали ему заявки в круглосуточном режиме. Сам он не купит себе красивый номер заказа, потому что он стоит очень недешево. Проще говоря, сам он никогда не сможет организовать свою деятельность.

Таким образом, законодатель, с одной стороны, толкает на рынок предпринимателей-таксистов, которые не смогут работать самостоятельно, без службы заказа. А с другой — не хочет признать факт существования служб заказа. Где логика?

— Ваши перевозчики, как правило, имеют разрешения на перевозку пассажиров и багажа? В чем сложность получения таких разрешений?

— Многие перевозчики, которые пользуются услугами службы заказа такси «Максим», имеют такие разрешения, то есть работают вполне легально. И, говоря о всей стране, таксистов-ипэшников могло бы быть в разы больше. Все они могли бы стать предпринимателями. И государство к этому призывает, и в наших офисах по работе с водителями мы агитируем за ИП, вывешиваем памятки и инструкции по регистрации. Но одновременно государство своей же рукой повышает для них размер обязательных страховых взносов — с 12 тысяч рублей в 2010 году до 35 тысяч в 2013 году. С 2006 года произошел практически 20-кратный рост этого налога! Что будет в 2014 году? В нашей стране тарифы меняются только в одну сторону — увеличения. Действующие ИП в стране ликвидируются сотнями тысяч. А какой начинающий предприниматель пойдет на такие условия?

Вряд ли все водители пойдут регистрировать ИП, пока государство, кроме карательных мер, не сделает чего-то разумного для того, чтобы люди были заинтересованы работать как предприниматели.

— Известно ли вам о других компаниях, которые «попали под горячую руку» властей в рамках этой войны с нелегальными таксистами?

— Государство сейчас борется с «бомбилами», но при этом начались гонения и на службы заказа. «Максим» — не единственная компания, которая подвергается атаке в Кургане и в целом по стране. Просто наша компания одна из крупнейших на этом рынке. Видимо, нас интереснее покошмарить.

— Как вы думаете, чего добиваются власти? К чему приведет эта война?

— Предположим, что чиновники ликвидируют службы заказа. К чему это приведет? Рынок вернется в 90-е, в первобытное состояние. Еще 10-15 лет назад в Кургане, как во всей стране, рынок услуг такси был сильно криминализирован. Территории городов были поделены на «точки», которые «держали». Усилия «бомбил» и их «крыш» были больше сосредоточены на удержании своих «точек», чем на развитии перевозок. Такси — это было очень дорого и часто опасно, ловили его «с руки». Это сейчас все привыкли, что можно в любое время суток заказать такси по телефону и уехать недорого. К хорошему быстро привыкают. Но, к сожалению, забывают о том, что цивилизованным этот рынок сделали именно службы заказа, такие как «Максим».

Да, «Максим» не является перевозчиком, но компания заинтересована в качественном обслуживании пассажиров. Поэтому у нас действуют очень строгие правила во взаимодействии с перевозчиками. Не дай бог таксист приедет на заявку пьяным или с кем-то еще в машине. Система контроля настолько жесткая, что забытый в салоне бумажник или телефон клиенту будет возвращен обязательно. Исключена возможность того, что водитель возьмет с клиента больше указанной в SMS-уведомлении цены заявки. В случае нарушения правил с перевозчиком незамедлительно будет расторгнут договор. Он потеряет аккредитацию на площадке и никогда на нее больше не сможет вернуться. Он лишается хлеба. В таксисты ведь многие люди идут не от хорошей жизни. Для большинства это подработка. Это те люди, которым не предоставлено возможности нормально заработать на основном месте работы.

Мы слышим лозунги борцов с таксистами про безопасность перевозок, техосмотр, медосвидетельствование. Благие намерения. Но, поверьте, наши условия дают не меньше гарантий того, что водитель к вам приедет трезвый, на исправном автомобиле и будет вежлив. Потому что он не хочет рисковать угробить личный автомобиль, лишиться прав и возможности сотрудничать с нами, ведь в противном случае он не сможет зарабатывать себе на жизнь. Внутренняя ответственность и жесткая система контроля — практика доказала высокую эффективность этой схемы.

Государству бы сейчас узаконить, регламентировать статус службы заказа и поощрить тех, кто уже сотрудничает со службами заказа. Это огромное количество людей, целые проценты населения страны. Но вместо того чтобы стимулировать легализовываться этих людей, почему-то проще их наказывать или вообще все уничтожить.

— Как вы в целом можете оценить все происходящее (действия полиции, информационную атаку)? Приходилось ли вашей компании раньше сталкиваться с таким?

— За последний год служба заказа такси «Максим» не единожды становилась объектом информационных атак и проверок. Удивительно, но, по-видимому, никто даже не утруждает себя вопросом, существуют ли какие-то подтверждения этим слухам. Компания большая, ее деятельность абсолютно открыта и публична — что называется, у всех на виду. Поэтому чаще всего мы предпочитаем игнорировать эти очевидные выдумки. Возражать тем, кому по каким-то причинам не нравится успешное развитие компании, бессмысленно. А убеждать наших сотрудников и членов их семей — немалая часть населения города Кургана — в том, что все это ерунда, нет никакой необходимости. Они сами все видят и понимают.

Вопросы задавала Анастасия Гейн